БИРЮКОВ ВЯЧЕСЛАВ ДМИТРИЕВИЧ

младший сын Бирюковой (Соколовой) Александры Васильевны и Бирюкова Дмитрия Николаевича родился 11 марта1900 года (по новому стилю) в сельце Артемьево Мышкинского уезда.
Учился в Ярославском реальном училище,
фото: 1912 год Артемьево (?)
которое успешно окончил по специальному курсу.
Фото:июнь 1918 Артемьево
B 1917 году поступил в Московский Институт Инженеров Путей Сообщения на строительный факультет, который из-за революции и гражданской войны закончить удается только в декабре 1925 года. В удостоверении об окончании института сказано: "институт закончил по построечному отделению", "проект студента В.Д.Бирюкова хорошо разработан, и заслуживает хранения в библиотеке для использования другими студентами". Будучи студентом, В.Д женится на Вере Геннадьевне Кувалдиной, уроженке деревни Горбыли Мышкинского уезда, которая в это же время заканчивает Тимирязевскую сельскохозяйственную Академию. В стране была безработица, и найти работу по специальности железнодорожного строительстване удалось. Через биржу труда Бирюков В.Д. устроился на работу по строительству оросительных систем под Царицыном. Вскоре представилась возможность получить работу на строительстветоннелей №9 и №10 Черноморской железной дороге (Гагры). Бирюков В.Д. с женой и годовалым сыном Митей перебирается в Гагры, работает десятником (1926) затем техником строительства тоннелей (1927).
С тех пор вся жизнь В.Д. Бирюкова связана со строительством железных дорог. После завершения строительства тоннелей в Гаграх В.Д. с семьей (фото) получает работу на строительстве Туркестано-Сибирской железной дороги (Турксиб), где работает заместителем начальника 7-го участка, начальником 3-й строительной дистанции, начальником строительного района. Здесь В.Д. набирает опыт строительства железных дорог в тяжелейших условиях пустыни, скальных грунтов, горных рек и тяжелого климата. Он занимается изысканиями трассы, проектированием, строительством насыпей, мостов, путей и станций вплоть до так называемой смычки.

(Гудок №212 фото1)
(Гудок №212 фото2)

Здесь он работает и дружит с такими выдающимися людьми как Владимир Шатов - начальник строительства Турксиба, бывший президент Дальневосточной республики, Дмитрий Дмитриевич Бизюкин - будущий профессор Ленинградского Института железнодорожного транспорта, Евгений Федорович Кожевников - будущий министр транспортного строительства, Александр Федорович Высоцкий - будущий ученый, работник Центрального НИИ ж.д. строительства, и многими другими. В 1931 г. родился сын Иван. После завершения строительства Турксиба В.Д.Бирюков переводится начальником участка на строительство вторых путей железной дороги Москва-Донбасс в Старобельск (1932). 1934 г - перевод на том же строительстве на очень тяжелый провальный Веневский участок, также начальником участка. Насыпи, создававшиеся по трассе, из-за неглубоко залегающих плывунов уходили в плывуны, смещались с проектной оси трассы. В.Д. реализовал ряд остроумных гидротехнических решений, позволивших отвести грунтовые воды от линии трассы. Строительство было успешно завершено, а по этим результатам В.Д. Бирюков (единственный из работников строительства) был награжден только что введенным орденом "Знак Почета" (1936 г). В конце 1936 г. Вячеслав Дмитриевич переводится на работу в аппарат Центрального Управления ж.д. строительств Народного комиссариата Путей Сообщения (ЦУСТРОЙ НКПС) Этой организации были подчинены все строительства ж.д. на территории СССР, включая проектирование и строительство мостов, тоннелей, депо, заводов по ремонту вагонов и локомотивов, школ, больниц, жилья для работников и т.п.Это была огромная всесоюзая организация. Но на этот раз он здесь проработает совсем немного, а через несколько лет вернется в нее уже в качестве ее технического руководителя на должность главного инженера. В 1937 г. В.Д. Бирюков назначается на должность главного инженера строительства ж.д. линии Караганда - Балхаш и Нельды - Джезказган в Казахстане, после завершения которого следует новое назначение на должность главного инженера строительства ж.д. линии Акмолинск (ныне Астана)-Карталы. После окончания этого строительства следует назначение на должности главного инженера и одновременно заместителя начальника Центрального Управления ж.д. строительствами НКПС. В 1939 г. родился сын Вячеслав. В то время (1940 г.) железнодорожное строительство в стране велось очень интенсивно. Строек было много - и по всей периферии, и между сырьевыми и промышленными районами. Строительство железных дорог было оборонной, стратегической задачей. С самого начала Великой Отечественной войны В.Д. Бирюков помимо обычных обязанностей занимался эвакуацией строительных организаций и парка строительных машин (трактора, скреперы, экскаваторы и пр.) из районов, бывших под угрозой оккупации. В самые трудные дни обороны Москвы (30 октября 1941г.), когда немецкие танки фактически прорвались в пригород Москвы-Химки и правительство срочно эвакуировалось в Куйбышев, Вячеслав Дмитриевич остается в Наркомате, взяв на себя обязанности заместителя наркома Путей сообщения. Ему вручается удостоверение следующего содержания: " Настоящим уполномачиваю на время моего отъезда в командировку все вопросы по Управлению ж.д. строительства НКПС разрешать моему заместителю и главному инженеру Управления тов. Бирюкову Вячеславу Дмитриевичу". Удостоверение подписано Заместителем наркома Путей сообщения и начальником ж.д. строительства Ильей Гоцеридзе. За участие в организации эвакуации железнодорожных строительных трестов, управлений и строительных машин, а также за участие в организации строительства оборонительных сооружений В.Д.Бирюков был награжден орденом Красной Звезды и медалями "За оборону Москвы" и "За оборону Ленинграда". 22 апреля 1945 г. В.Д.Бирюков был арестован органами НКГБ в Москве, и в дальнейшем решением Особого Совещания был осужден по ст.58, п.10, п.11 УК РСФСР к 10 годам лишения свободы в Исправительно-Трудовых лагерях, с последующей ссылкой на поселение и с конфискацией имущества. __
_
_______ СПРАВКА: ст.58 п.10 УК РСФСР 1940 г. Пропаганда или агитация, содержащие призыв к свержению, подрыву или ослаблению Советской власти или к совершению отдельных контрреволюционных преступлений (ст.ст.58-2 -58-9 настоящего Кодекса), а равно изготовление или распространение или хранение литературы того же содержания, влекут за собой – лишение свободы на срок не ниже шести месяцев (О применении лишения свободы см.ст.28). Те же действия при массовых волнениях или с использованием религиозных или национальных предрассудков масс, или в военной обстановке, или в местностях, объявленных на военном положении, влекут за собою меры социальной защиты, указанные в ст. 58-2 настоящего Кодекса.[6 июня1927 г.(СУ № 49,ст.330)]. ст.58 п.11 Всякого рода организационная деятельность, направленная к подготовке или совершению предусмотренных в настоящей главе преступлений, а равно участие в организации, образованной для подготовки или совершения одного из преступлений, предусмотренных настоящей главой, влекут за собою - меры социальной защиты, указанные в соответствующих частях настоящей главы. [6 июня 1927 г. (СУ № 49, ст.330)].

С момента ареста до осуждения содержался во Внутренней тюрьме НКВД, в Лефортовской военно-политической тюрьме, в Бутырской тюрьмеВ.Д.Бирюков. После вынесения приговора был отправлен в лагерь под Воркутой, а затем в лагерь в Инте.

В апреле 1956 года В.Д.Бирюков был реабилитирован, В.Д.Бирюков его восстановили в партии, вернули ордена, назначили на должность, эквивалентную той, что он занимал в момент ареста.
После освобождения из заключения Бирюков В.Д. последовательно занимал должности главного инженера - заместителя начальника Главного Управления ж.д. строительства Урала и Сибири, заместителя начальника Технического Управления Министерства Транспортного строительства СССР. На этих должностях он не был кабинетным работником (см. фото 1,2,3,4,5) 18 июня 1968 г. Вячеслав Дмитриевич Бирюков скоропостижно скончался от тромба в коронарных сосудах сердца в больнице, где находился после операции по удалению аппендицита.
Он был всесторонне талантливым человеком. У него была великолепная память. Он тщательно готовил свои выступления, но никогда свои доклады не читал по бумагам, а произносил их по памяти. Находясь в Инте в исправительно-трудовом лагере он всеми возможными способами поддерживал настроение потерявших надежду заключенных. Так молодому человеку-армянину он по памяти рассказывал про его родину - Армению, так как когда-то читал и хорошо помнил книгу Мариэтты Шагинян « Путешествие по Армении». Это помогло парню пережить страшную лагерную зиму. Вячеслав Дмитриевич был хорошим художником. Рисовал акварелью, гуашью, пером, маслом. Рисовал в свободное время, которого у него было очень мало. Он сделал много копий картин известных художников, таких как Рерих, Чуйков, Поленов, Гоген, Ван Гог и многих других. Он замечательно владел эпистолярным жанром. Из всех своих бесконечных служебных поездок по стройкам он писал письма. Это всегда были короткие, остроумные и яркие сочинения, которые часто сопровождались не менее остроумными рисунками. Для детей он сочинял множество сказок, к которым тут же уверенной рукой художника рисовал яркие иллюстрации. Он прилично владел языками народов, на территории которых ему приходилось работать на стройках. Так , работая на Турксибе, он овладел уйгурским и с местными рабочими и жителями объяснялся на их языке. Там же на Турксибе и на других стройках Казахстана он овладел казахским языком, знал казахский фольклор и некоторые песни на этом языке. В Инте в последние годы заключения В.Д.Бирюков работал как инженер на строительстве железной дороги. В это время он спроектировал водонапорную башню для станции Инта. В роли прораба он же руководил непосредственно строительством этой башни. Будучи весьма совершенным в архитектурном и техническом смысле сооружением, эта башня стала одной из достопримечательностей станции Инта. Работая в последние годы заключения в конторе лагеря в роли инженера, В.Д.Бирюков использовал меньшую строгость режима работы в конторе и занимался изучением английского языка. Он изучил английский язык настолько, что читал Джека Лондона в подлиннике . Вячеслав Дмитриевич очень любил и хорошо знал фортепьянную, симфоническую и вокальную классику. Некоторые вещи по памяти играл на фортепьяно, в частности, отрывки из Лунной сонаты Бетховена. Во времена работы в Веневе (1935г) Вячеслав Дмитриевич был награжден Наркомом путей сообщения за производственные успехи патефоном. Тогда патефоны только-только начали производиться в стране. С тех пор по всем стройкам он возил с собой этот патефон и ящик с пластинками и в каждую свободную минуту слушал любимую музыку. Коллекция пластинок пополнялась при каждой возможности. Вячеслав Дмитриевич был жизнерадостным и остроумным человеком, любил домашние праздничные застолья с друзьями и умел их сделать веселыми.
Текст составил Д.В. Бирюков
Москва 21.12.98г

в 2014 году Вячеслав Вячеславович Бирюков составил книгу из воспоминаний Деда : ЧТО Я ВИДЕЛ - по материалам Бутырского Журнала.
Hosted by uCoz