ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ШОЛЫ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ, В РЫБИНСКОМ РАЙОНЕ.
Органы Советской власти, учительство поручили мне организовать
опытно-показательную трудовую школу первой ступени, о принципах организации
такой школы (я) много раз докладывал на учительских собраниях.
В то время нужно было обеспечить и детей-сирот борцов гражданской войны.
Я обошел окружающие Рыбинск деревни и на деревенских собраниях убедил матерей и стариков-дедов, на иждивении которых находились сироты, дети погибших воинов, отдать мне детей на четыре года на обучение и воспитание. Подбирал детей 8-9 лет, чтобы с ними пройти с самого начала весь курс трудовой школы первой ступени.
Детей набрал 35 человек. По материальным возможностям больше было нельзя.
Для совместной работы пригласил двух женщин, которых хорошо знал. Они были слушательницами педагогических курсов, организованных после Октябрьской революции и которыми я руководил и где читал лекции по основным педагогическим дисциплинам и методикам.
Одна женщина хорошо знала всякого рода ручной труд, кройку, шитье, сельское хозяйство, имела ценные практические навыки всего домашнего обихода и домоводства; прошла курс медсестры.
Другая женщина знала музыку, пение, рисование, играла на рояле и на скрипке и могла учить музыке и пению.
Главное, обе они любили детей и искренне разделяли мои убеждения.
Скажу немного о себе. Я окончил Московский университет, педагогические курсы.Хорошо был знаком с работой лучших школ Москвы, между ними с колониями, организованными Шацким (Шицким?). Побывал за границей с целью ознакомления с постановкой образования в Германии, в Англии, во Франции. С 14 лет у меня сложился идеал (работы) учтителем в сельской школе и с детьми-сиротами. С 1912 года 6 лет проработал учителем Рыбинской женской гимназии, где 8-й класс был педагогический - выпускали учительниц начальных школ. Был организатором и первым председателем профсоюза учителей.
После Окт. революции был избран педагогическим председателем, так тогда назывались руководители школ, и было установление на выборность. Мне пришлось проводить преобразование бывших Рыбинских мужской и женской гимназий в трудовые школы.
Втроем мы и начали работать в школе, получившей название "Первая опытно-показатальная школа-коммуна на Черной Горе".
Так называлось небольшое барское имение
В барском доме и была помещена школа.
Большое значение имели первые дни.
Дети маленькие, пришли из домашней обстановки, нужно было сразу создать теплый уют, проявить особую ласку, сердечность.
Мои сотрудницы оказались на высоте своего положения.
Столько они проявили находчивости, энергии, пленительной женственности и самоотверженной материнской заботливости. Дети совсем немного тосковали и чистосердечно привязались.
Дома детей были недалеко, но никто из них не уходил, хотя их свободно отпускали.
Вскоре ещё стало много приходить женщин с просьбами взять их детей.Но мы этого по материальным условиям сделать не могли.Мы приняли еще только 10 человек приходящими из ближайших деревень и детей рабочих (совхоза?неясно), организованного в том же барском имении.
Всё в школе было по-новому.Дети все годы учения жиди в школе. Школа кормила и одевала.Школа работала круглый год.
В основе жизни школы лежал труд. Трое взрослых учителей-воспитателей и 45 человек детей - трудовой коллектив. Труд этого коллектива и создавал в значительной степени материальную базу школы. Технических работников в школе не было. Коллектив своим трудом создавал болшую часть продуктов питания. В то время Советское государство не могло выделять продуктов.
Школа начала работать с 1 мая и за лето была проведена большая работа, чтобы подготовить базу.
При школе был налажен значительный огород и плодово-ягодный сад, полевой участок, с которых в первое же лето собрали в достаточном количестве картофель, капусту, разные овощи и ягоды. В полях сеяли пшеницу, ячмень, овес. Из зерна делали крупы, муку для блинов и киселей. Часть зерна шла на фураж для животных.
Коллектив заготовил впрок грибы сухие и соленые и дикорастущие ягоды :клюкву (сырую), бруснику (моченую), чернику, малину, смородину (сухие).
Из животных в школе были три дойные козы, куры, утки, кролики, пчелы, (неясно) был и лошадь.
Всех животных кормами обеспечивал коллектив своим трудом.
В обработкеполей, в уборке урожая, в сенокос помогали родственники детей в порядке безвозмездной помощи.
Ещё в школе была большая собака - овчарка и пушистый белый сибирский кот. Я считал, что без этих животных не будет полноты жизни детей, даони были и помощниками в охране продуктов.
Рядом со школой, как было упомянуто, животноводческий совхоз. Коллектив школы помогал совхозу в сельскохозяйственных работах: дети участвовали в уборке сена, собирали за жнейкой колосья, за картофелекопалкой картофель, пропалывали поля, на скотном дворе помогали ухаживать за телятами и поросятами. Я и учительницы в совхозе проводили культурную работу: обучали неграмотных военнопленных русскому языку, систематически читали газеты и лекции по разным вопросам, читали художественные произведения. С работниками совхоза жили очень дружно. Дети получали из совхоза молоко и иногда мясо. Поэтому в школьном хозяйстве не было коров и свиней. Да это было бы и не по (силам?).
Коллектив школы выполнял все работы,нужные для его жизни. Как была организована работа,будет видно из дальнейшего. Приготовляли пищу и пекли хлеб. Уборку помещения, повседневную, и мытье полов проводили сами.
Белье, нолсильное и постельное, и всю одежду стирали, починяли и (непонятно) шили сами. При очень больших уборках и стирках, при большом шитье помогали безвозмездно родственники детей.
2
Недалеко от школы в лесу сразу на несколько лет была отведена делянка, и там коллектив своими силами заготовлял дрова и нужную для поделок древесину. На заготовке и подвозе дров, распиловке бревен на доски и тес помогали родственники детей, все совершенно безвозмездно. Для обстановки в школе: мебель, кровати со всеми постельными принадлежностями, посуды и в значительной мере одежды для детей были (непонятно) вещей из барских имений. Барскую однжду перешивали для детей.
Трудно было обуть детей: из барской обуви тут мало что годилось. Кое-что из обуви дети принесли свое, достали несколько пар детских сапог валенок, которые надевали все, когда нужно было для какой-либо работы. А то сами выделывали шкурки кроликов и козы, и шили меховые сапожки, или из старых ватных одеял - стеганки.Для лета шили тапочки. Употребляли и железные галоши с деревянными подошвами, которые делали рабочие совхоза. НЕдалеко был кожевенный завод. Оттуда подарили школе несколько выделанных кож, из них сшили башмачки и сапожки. Из барских домов в школу попали и такие вещи, как рояль, большие аквариумы с золотыми рыбками, чучела птиц и животных, и даже живой попугай, говоривший несколько слов.
У самого меня была подаренная хорошая детская библиотека, также и педагогическая, и лучшие наглядные пособия, выпущенные до революции, картины (изд (неясно) Кисбеля и бр.), проекционный фонарь, микроскоп, фотография, подзрная труба, действующая модель паровой машины с динамомашиной и фонариком, барометр, термометр, переплетные инструменты, лобзики для выпиливания, набор столярных инструментов. У одной сотрудницы была швейная машина и разные инструменты для ручного труда. У другой сотрудницы была скрипка.
Учителя-воспитатели питались вместе с детьми, никакого отдельного стола ни у кого не было.
Женщины спали в спальнях девочек, я - с мальчиками. Помещение в школе распределялось так.
Под спальнями было занято четыре комнаты. Общая столовая, в ней проводили и классные занятия. Комната - библиотека и читальня, в ней тоже проводили занятия. Зал, где стоял рояль и достаточное количество стульев, здесь проводили общие собрания, школьные праздники, игры.
Комната, которую называли лаборатория,: здесь проводили различные исследования и опыты.
Комната - живой уголок. Весной, летом и осенью уголок выносили на остекленную террасу, выходившую на южную сторону. Комната-мастерская, где стояло четыре верстака и шкаф с инструментами. Рабочая комната для всякого рода ручного труда, где стоял и ткацкий станок, большой стол и кругом скамейки; рядом была небольшая кладовка, там хранились разные материалы.
Комната - музей краеведческий и творческих работ детей.
Комната-изолятор и аптечка.
Кухня и кладовая.
Коридор, служивший раздевалкой, и здесь стояли шкафы и комоды для одежды и белья. Под кухней был хороший подвал, цементированный, достаточно теплый.
Никаких рабочих часов ни у кого из учителей не было. Также не было и выходных дней и отпусков.
Условия работы в школе-коммуне этого не позволяли. Да об этом в то время и не думалось.
Работники видели в своей работе участие в борьбе нашего народа за укрепление завоеваний Великой Октябрьской революции. Работа была всей их жизнью. Она увлекала и захватывала, и крепкая дружба между сотрудниками облегчала и восполняла жизнь.
Парт в школе не было. Учились, сидя кругом больших столов. Сидения были приспособлены для детей: устроены подножки и спинки.
Для обучения детей разбили на две группы. В старшей общеобразовательные предметы вел я сам, а в младшей - одна из сотрудниц. Всякого рода ручной труд: переплетное дело, выпиливание, моделирование, плетение корзин и сетей, лепка, производство наглядных пособий и игрушек, всякие, рукоделия, прядение и тканье, приготовление пищи, уборка помещений, стирка , починка белья и одежды - проходили под руководством всех сотрудников. А техническое руководство обеспечивала сотрудница хорошо знавшая все эти виды труда.
Другая сотрудница обучала рисованию, пению и музыке. Рисовали и пели все, а игре на рояле и скрипке учились пять наиболее одаренных детей.
Занятиями по столярному делу и работе с металлами руководил один рабочий совхоза - пленный австриец.
Уходом за животными, всеми работами в огороде, в саду и в полях руководили все сотрудники.
Примерно в школе-коммуне установился такой распорядок дня.
Вставали зимой в
Небольшой завтрак: обычно молоко с хлебом.
После завтрака работа - 1 час 30 минут.
Все дети были разбиты на группы.
1 группа по уходу за животными - 3 человека. Когда появилась лошадь, за ней ходили 2 человека, и 2-3 человека шли работать на совхозную ферму по уходу за телятами и поросятами.
2 группа - по уходу за курами и утками - 3 человека.
3 группа по уборке помещения 4-5 человек.
4 группа по кухне и столовой, она же обеспечивало водой - 6 человек.
5 группа - по дровам и отоплению - 5 человек. Каждому приходилось принести дрова на 2 печи, уложить и затопить, а потом смотрели за топкой те, кто в данный момент работали в этом помещении, а эта группа следила за печками в общих помещениях, где в данный момент никого не было: зал, библиотека и др. помещения.
6 группа - по работе в столярной - 4 человека.
7 группа - по работе в живом уголке, 3-4 человека.
8 группа - по приготовлению наглядных пособий и экспонатов для школьного музея -3-4 человека.
В каждой группе были сильные и слабые дети, с каждой группой работал учитель. Группы объединялись по сходству работы: 1 и 2; 3,4,и 5; 7 и 8, так что учитель руководил несколькими группами.
А в столярной руководил рабочий (6 группа).
По временам года группы изменялись: так, весной, летом и осенью не работала группа по отоплению, в столярной, зато выделялись группы по работе на огороде, в саду, в полях.
Летом работа утром продолжалась около 2 часов.
3
В 9 часов более основательный завтрак.
В 10 часов начинали занятия до 1 часа дня.
Занятия вели примерно по такому расписанию. Каждый день по уроку русского языка и арифметики.
И экскурсии, проводимые по определенному плану, с целью изучения и наблюдения природы и трудовой деятельности людей. Сюда входили элементы естесствознания, географии, истории и обществоведения.
В 1 час дня обед.
После обеда до 3 часов зимой, до 5 часов летом - отдых. В эти часы проводили игры: подвижные, спортивные: горелки, крокет, (рундус? - непонятно), лапта и другие, прогулки в лес за ягодами, грибами, цветами. Зимой - катание с горы, на лыжах, на коньках. Некоторое время дети могли и просто полежать, отдохнуть.
С 3 до 4 зимой самостоятельные занятия учебные: тренировочные упражнения в чтении, письмо, счете. По субботам в эти часы проводились уроки пения, рисования. Но рисовали и пели дети часто и в свободное время, по своему желанию.
В 4 часа зимой, в 5 летом - вечерний чай. После чая - вечерние работы - 1 час 30 мин. Работали те же группы с некоторыми изменениями: не работали группы по уборке помещений, по отоплению. Эти группы теперь занимались всякого рода ручным трудом.
В 7 часов зимой, в 8 часов летом - ужин.
В 9 часов зимой, в 10 часов летом ложились спать.
После ужина оставалось около двух часов на сободные занятия. Тут и чтение вслух и про себя, и художественное рассказывание и чтение с проекционным фонарем, подготовка к школным праздникам; наблюдения за небом в подзорную трубу и так, простым глазом,хоровое пение и прогулки перед сном, катание на лыжах, коньках, салазках; летом катание на лодке, плотах, игры на воздухе.
Все это примерно.
И тут (неясно) изменения. В дни больших стирок, бани, заготовки дров, отдаленных экскурсий, в сенокос, в жатву, молотьбу, в очень темные зимние дни, в очень жаркие дни - распорядок изменялся.
Приходилось работать и в дни отдыха! Нужно было убирать помещения, приготовлять пищу, ухаживать за животными, отоплять помещение. Все остальные работы, также как и урочные занятия отпадали.
Дети в дни отдыха вставали позднее, работали не все. Каждый ученик в дни отдыха работал через два дня на третий. Кто ложился отдыхать, занимались по своим наклонностям любимым делом.
В дни отдыха приходили навещать родственники детей.
Может показаться, что слишком большая нагрузка ложилась на учителей. В сущности, работали целые дни. Но ведь и всегда-то человек работает целые дни. Человек работает на службе, а потом работает дома, в своей семье. У сотрудников школы-коммуны другого дома не было. Вся их жизнь сливалась с жизнью школы-коммуны.
А когда работа и жизнь идут налаженно, то и человек не утомляется, хотя и (неясно) большое напряжение. Главное, не треплются нервы.
Со временем в школе-коммуне так все сложилось, что многое дети делали одни без присмотра взрослых.Детям можно было доверять и быть спокойным.
У учителей-воспитателей оставалось еще время: свободные вечера, часа два-три, и в дни отдыха были свободные часы.
Эти часы они использовали для чтения, часто читали вместе вслух. Приходили слушать и рабочие совхоза.
Иногда, вечерами, сотрудница, игравшая на скрипке и на рояле, устраивала концерты, посвященные тому или иному композитору. Перед этим рассказывала о его жизни и творчестве. Все с упоением слушали, приходили и рабочие, и соседи-врачи. Часто все вместе пели.
В другой раз рассматривали репродукции картин и иллюстрации постановок в наших театрах: Большом, Малом, Художественном. Все это у меня было собрано в большом количестве. Я в молодости много видел, и мог рассказать.
Сам собой возник и драматический кружок, в котором участвовали и рабочие совхоза и крестьянские девушки из соседних деревень.
На постановки собиралось много народу.
Удачно прошла инсценировка русской старинной свадьбы. Показали (?) местные свадебные обряды, старинные песни. Старушки помогли восстановить мотивы. Собрали по деревням старинные костюмы, полотенцы и скатерти с вышивками.Пьеса (?) состояла из 4-х действий: веснянка на полянке игра в горелки, сговор, девишник, и сама свадьба. В конце веселая русская пляска.
Женщины-исполнительцы играли, пели и плясали весьма профессионально. Женщины-зрительницы расчувствовались до слез. Спектакль повторяли несколько раз. Летом прямо на открытой полянке.
Перед спектаклем я сделал доклад о прошлой жизни нашего народа, о его поэтической даровитсти.
Учение в школе продолжалось весь год. Это так естественно. Детям мир открывался в своих все новыхи новых явлениях все время, и учитель-вспитатель должен помогать детям разбираться. Но характер учения в разные периоды года был различный. Основными объектами. используемыми при обучении, были окружающая природа и трудовая жиэнь людей. От вещественных предметов и явлений, созерцания их изучения, шли к словам и понятиям.
Зимой, в месяцы ноябрь, декабрь, январь, февраль - больше времени уделяли приобретению и закреплению навыков в чтении, письме, счете. Эти знятия в школе-коммуне значительно отличались от того, как они проходили в обычных школах того времени.
Сотрудники школы-коммуны избегали механических упражнений, во все работы вводили творческие элементы. Содержание работы брали из окружающей жизни. Как только дети выучивались писать, лни много писали сочинений по своим личным впечатлениям. Весной, летом и осенью изучение природы и трудовой деятельности человека становилось основным. В эи времена года малопроизводительно заниматься в школе учебными формальными навыками: орфографией, вычислениями и т.п.
Вот приходит весна. Все далекое от пробуждающейся природы, когда так смотрится на каждый пробивающийся листок и цветок, когда так заглядываешься широкой гладью разлившейся реки и заслушиваешься ее шумом; когда так радостно втсречаешь первые песенки вернувшихся издалека наших птичек - все далекое от этого мало интересует, особенно детей, и скучно.
Кругом люди копошатся и стараются использовать наступившие свет и тепло, и заставить природу отдать свои дары.
Члены коллектива школы-коммуны не отстают. Оставляются занятия в
комнатах, идут в поля, на огород, в сад, - изучать природу и трудовую деятельность
окружающего населения, и сами несут посильный труд. В эти времена года дети писали считали поскольку сама жизнь этого требовала.
Дети вели дневники, описывали экскурсии, записывали свои наблюдения, писали корреспонденции в газеты, письма, творческие работы в свой школьный литературный журнал и тому подобное. А всякие наблюдения, какие вели учащиеся, тщательный учет всего хозяйства требовали применения счета и вычислений, решения разных жизненных задач. Методы обучения были (неясно).
Ежедневные экскурсии, если только не мешала очень плохая погода. Систематически дети вели всевозможные наблюдения за погодой,за положением Солнца, Луны, планет.
При школе была устроена гаографическая площадка, где были помещены часы, флюгер, дождемер, рейка для измерения снегопада, термометр, а в школе был барометр.
Вели также фенологические наблюдения и наблюдения за жизнью и трудом людей.
Все сопровождали записями и зарисовками, вычерчиванием диаграмм.
Собирали различные альбомы по географии, истории, литературе, репродукции картин, старые монеты, марки, гербарии, коллекции. Проводили раскопки: в школе лежали найденные детьми зуб и клыки мамонта, остатки ископаемых морских животных: белемниты, аммониты, морские лилии и т.п.
Собирали старинные вещи, рисунки вышивок, резьбы на домах, местные названия различных предметов, построек, земельных участков.
Много делали моделей и макетов.
При школе был живой уголок.
В комнате-лаборатории проводили различные опыты, и что не могли сделать у себя, то смотрели в кабинетах школы второй ступени в городе, во время экскурсий, заранее договорившись с учителями школ города.
Во все времена года много времени отводили на чтение про себя, вслух, на художественное рассказывание. Рассказывали, хорошо подготовившись, и учителя, и учащиеся.